Владимир ФОМИЧЕВ,
поэт и прозаик, лауреат литературных премий, председатель
Общества “Поле заживо сожженных” имени Э. А. Хлысталова


СВЯЗЬ ВРЕМЕН В ПОГОНАХ



Александр ТАРАСОВ. “ЖИЗНЬ ПРЕЛОМИВ ПЕРОМ, КАК ПРИЗМОЙ…”. Очерк о старшем товарише, Заслуженном работнике МВД Э. А. Хлысталове, знаменитом следователе и писателе. (Книга А. Д. Тарасова «Алтарь добра». М.: Изд-во «Витязь-Братишка», 2010. - 1000 экз.)

Я не мог не ахнуть от восхищения, когда прочитал художественно-публицистическое слово полковника МВД, прекрасного собрта по перу - документалиста Александра Тарасова о его предшественнике на правоохранительной стезе полковнике Эдуарде Александровиче Хлысталове, ушедшем из жизни в августе 2003-го, которому 17 декабря с. г. испонилось бы 80 лет. По большому счету, речь в этой вещи идет о преемственности поколений профессионалов, об эмоциональной памяти младшего о своем предтече, об обаянье красоты дела жизни и святого долга, которым радостно служишь. Я как бы увидел редких людей – автора и героя – в едином потоке бытия Родины, увидел на ее просторах неизгладимый свет порядка и нормы сквозь густой туман поруганной чести стражей закона оборотнями в погонах перестроечных лет.
А. Тарасов образно представляет сразу же высокую идею своего произведения глубокими стихами, первый из которых стал его названием, современного поэта-полковника Владимира Степанова:

Жизнь преломив пером, как призмой,
Не о себе пишу в строках,
О судьбах, связанных с Отчизной.

Да, именно родной земле присягнул и никогда не нарушил этой клятвы Э. А. Хлысталов – «воистину современный подвижник права: самоотреченно служивший истине и, увы, все еще не до конца оцененный нашим обществом замечательный писатель-юрист». И автор, как бы поверяя гармонию поэзии алгеброй жизни, рассказывает о совпадении с выводом В. Степанова своих собственных наблюдений, сделанных в начале 1990-х годов. Он трудился тогда ответственным секретварем газеты ГУВД Московской области «На страже», как практик убедился в том и говорит: «…я с полным правом могу заверить, что в нашей редакции считалось первеейшей профессиональной заповедью объективно и проникновенно рассказывать о судьбах, связанных с Отчизной и ее непростой историей». Созданный в очерке «Жизнь преломив пером, как призмой…» портрет Эдуарда Хлысталова – яркое проявление величия духа именно такой личности.
Повествование начинается с аксиомы о его бескорыстном, прямо-таки рыцарском служении правде-справедливости. Не случайно в этом ключе в феврале 2004 года в «Доме Ростовых», здании бывшего Союза писателнй СССР, состоялся вечер памяти Эдуарда Хлысталова. Перед собравшимися родными и друзьями выступил актер и режиссер Виталий Безруков, проинформировав их о том, что в скором времени начнутся съемки и уже будущей осенью по Первому каналу ТВ покажут многосерийный художественный фильм «Есенин». Прототипом детектива Хлыстова Александра Евгеньевича в нашумевшем телесериале стал именно полковник милиции, бывший следователь по особо важным делам Следставенного управления ГУВД Москвы Эдуард Александрович Хлысталов. Он первым в 1980-х годах опроверг официальную версию о гибели гениального русского поэта, проведя частное расследование «тайны гостиницы «Англетер», и опубликликовал повесть с таким названием. Э. А. Хлысталов, имея незаурядный юридический талант и знания, большой опыт правоохранительной работы, на материалах секретных архивов и спецхранов, впервые доказал, что Сергей Есенин не совершил суицид, а был убит. Читая и перечитывая произведения погибшего, переписку и тому подобные тексты, проработав все документы и обстоятельства травли автора «Страны негодяев», сфабрикованных 13 уголовных дел Сергея Есенина, Эдуард Александрович вскрыл тайные пружины заговора против него, назвал исполнителей и заказчиков жуткого преступления. Так старший офицер МВД стал самым известным в стране исследователем-есениноведом, которого почитают миллионы граждан, любящих творчество «рязанского соловья».
Съемки названной картины состоялись «не только в Ярославле и других российских городах, но и в Венеции. Образ Есенина воплотил лауреат Государственной премии Российской Федерации Сергей Безруков, которому в 2008 году присвоено звание Народного артиста России». В рецензируемом очерке Александра Тарасова приведены очень интересные другие подробности о сценарии и артистах 11- серийногор фильма. Назову еще лишь одну: «Народный артист России Александр Михайлов, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, блестяще сыграл роль старшего офицера с Петровки, 38, стремящегося восстановить доброе имя великого русского поэта». Не могу не вспомнить, как все общество обрадовалось, что на экране телевизора появился многосерийный художественный фильм о национальном поэте-классике, не об осточертевших бандитах, гомиках, психах. Тогда впервые у его могилы на Ваганьковском, к которой всегда ходим 3 октября, в день рождения С. Есенина, мы встретили школьников среднего возраста. Именно, рассказали они, этот фильм привел их на кладбише, чтобы поклониться праху ставшего родным теперь человека. А ведь исток внимания и создателей фильма, и тех семиклассников, и многих-многих других сограждан – рыцарь истины Эдуард Хлысталов, носивший погоны полковника МВД.
Александр Тарасов подробно повествует о его жизни и деятельности на большой печатной площади, и при необходимости можно прочесть все произведение полностью. Как это будет увлекательно и познавательно, можно судить хотя бы по такому отрывку: «Разумеется, особой популярностью у читателей подмосковной милицейской газеты пользовались публикации Эдуарда Хлысталова, рассказывающие об исторических личностях и связанных с ними драматических событиях. В частности, в газете "На страже" были напечатаны такие его глубокие и по-настоящему сенсационные публицистические работы, как очерки «Дворянская честь, или Тайна гибели Николая Гумилева", «Последнее любовное письмо Айседоры Дукнкан», «Кто убил Георгия Гапона», «Железный рыцарь революции: былые мифы и реальность», «Выстрел в Смольном» и мгногие другие».
А я здесь хочу сказать о том в самой краткой форме, добавить к уже имеющимся биографическим сведениям лишь некоторые. Родители Э. А. Хлысталова были репрессированы. С 1946 года он работал слесарем «Мосгаза». Окончил вечернюю школу. Служил в армии. Специальное образование получил на вечернем факультете юридического института и на высших курсах Академии МВД СССР. На ниве правоохраны сначала трудился следователем Октябрьского района г. Москвы, являлся инспектором Политического управления МВД СССР. Член Союза писателей России. Имеет многоочисленные правительстенные награды. За участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах награжден медалью «За спасение погибавших». Более 50 лет отдал литературному творчеству. Кроме названной выше, автор книг «Решение. Записки следователя», «13 уголовных дел Сергея Есенина» и других. Написал несколько пьес, по которым поставлены спектакли. Опубликовал более 300 повестей, очерков и рассказов. Лауреат и дипломант ряда журналистских и литературных конкурсов. Похоронен в Рождествене-Суворове, усадьбе великого полководца А. В. Суворова в Мытищинском районе Подмосковья.
…В очередном издании книги Эдуарда Хлысталова «13 уголовных дел Сергея Есенина» (М., «Эксмо-Яуза» – 2006) на стр. 126 можно прочесть такие слова: «Однажды мне пришлось защищать поэта, обвиняемого в государственном преступлении, которое он, естественно, не совершал. За несколько месяцев сильный мужчина поседел». Это – обо мне. Э. А. Хлысталов оборонил не только певца «березовой Руси», но и автора этого отзыва, вашего покорного слугу. А было так. По ложному доносу Гасса Айзика Зельмановича банда прокуроров «пятой колонны», по планам чужого государства уничтожавшей сверхдержаву Союз Советских Социалистических республик – нашу Родину, сфабриковала против меня как редактора честной газеты «Пульс Тушина» долгоиграющее дело №4522 - за противодействие неслыханному криминалу под видом «перестройки» и «реформ», раскрытие злодеяний против государствообразующей нации. За то, что «районка» правильно называла реорганизации разгромом. В том была моя, редактора, «вина».
Сегодня «Пульс Тушина» прощупывается в любой публикации даже самых разлиберальных СМИ. Ибо мы ни разу не ошиблись в своих предвидениях: о грядущем крушении СССР, его общественно-политического строя, о наступающем всевластном беззаконии и т. п. - предсказания сбылись на 100 процентов! В архивном деле-десятитомнике имеется 18 отказных материалов, подтверждающих отсутствие состава преступления. Безрезультатными для иска явились рассмотрения в Мосгорсуде и Верховном суде России. Я об этом кошмаре издал двухтомник общим объемом 1112 страниц плюс четыре тетради иллюстраций. Одна книга («Пульс Тушина»: Слово редактора») выложена в интернете. Том «Пульс Тушина»: Встать, суд идет!» имеет потрясающе правдивый эпиграф из «Окаянных дней» Ивана Бунина: «Совершенно невероятно, а истинная правда». В том, что я выдержал 18 раундов на ринге с уголовными прокурорами, при пяти генпокурорах, и победил их, - не меньшая заслуга защитника в деле №4522 Э. А. Хлысталова, чем собственно моя. Его титанитческую деятельность в отметании клеветы на Сергея Есенина и других выдающихся национальных личностей идеологической эпохи Отчизны я увидел еще и через свою судьбу. В раздумьях об этом гиганте я невольно пришел к теме высшего разума, его участия в определении доли каждого из нас. Так родилось стихотворение, которое вам предлагаю.

ПО ВОЛЕ БОГА

Я – первый читатель главного произведения Эдуарда Хлысталова «Тайна гостиницы «Англетер».

Вряд ли не провидение это
И сдружил с Хлысталовым не рок?..
О кончине светлого поэта
Я читатель первый его строк.

Рукопись о тайне «Англетера»
Мне на отзыв дал «Москва»-журнал.
Новую в судьбе рязанца эру
Я узрел – лишь только прочитал.

Так и стало. А тогда же автор
Неизвестный душу правдой жег.
Ах, Есенин, ах, наш златоглавый,
Зафлажкованный, убитый волк!

Эдуард Хлысталов к миллионам –
Я правофланговый – вдруг пришел;
К миллионам, в гения влюбленным,
Клеветы прервавши произвол.

Клеветы жестокой, постоянной,
Перманентной, лейбоговоря.
Нацию манером этим – в землю,
В пыль таких, что Русь боготворят.

Позже сам летел не в эту ль бездну?
Но Хлысталов жизнь мою сберег!
Вот и думаю, что нас чудесно
Пред его признанием свел Бог.

На такие обобщения меня вывел очерк Александра Тарасова “Жизнь преломив пером, как призмой…” Он не только дает отпор многим предубеждениям текущего дня о воюющих с криминалом соотечественниках, помогает правильно ориентироваться в терзающих душу противоречиях, но проявляет самое-самое личное в себе самом и своем роде.

{jcomments on}