АНДРИАНА КОС-ЛАЙТМАН

 

АНДРИАНА КОС-ЛАЙТМАН  (Ча́ковец, 1978). Окончила факультет Исследования и сравнительной литературы Загребского  Университета и  на факультете философии получила докторскую степень. Доцент педагогического колледжа, Университета Загреба

Её стихи были опубликованы в хорватских и международных журналах. Лауреат литературной премии « Добриша Цесарича». Член Союза писателей Хорватии.

 

ПАУКИ

 

между утром и днём

дни и недели

слушаю слов

проступающий треск

парашюты,

комната,

углы почернели,

запаучены,

прежний утратили блеск,

 

потемнели, но, всё же, не онемели,

в книжной пыли

диагонально углы

вспоминают стихи

 

 

МЕЖДУ «ДА» и «ДА»

Римский лексикон в 100 000 слов

 

в просвете двух интересов

да превращается в нет,

так погибали принцессы,

презрев виртуальный ответ.

молот стихов обречённых

бьётся о наковальню,

голос  мой истончённый

просит

любви идеальной

 

я покажу тебе точку,

назову её просто умеренность,

есть лес зелёный и строчки,

где обретаешь уверенность

эхо из слов сочетаний

внутрь проникает  простора,

просеиваю, вспоминаю

груды рождённого вздора

 

умеренность, умоляю,

стань сердцу уверенным фильтром

да так, чтобы не высыхала

истоков земная палитра

я не люблю виртуальность,

лучше:

пчела на стене,

с красками стол и реальность

с крестиком верным на мне

 

в просвете между двух взглядов

и между их да и да –

простор, о котором мечтали,

простор,  о котором не знали,

и то, что я предлагаю

не сдерживать

сердца слова

 

 

ГЕОМЕТРИЯ ВОДЫ

Виденье себя в другом

Означает сближение обоих

Мария П.: Голубые заметки

 

льётся золото сверху

/поля в отблесках

проходящих дней/

колёса вращаются ровно

без звуков,

чуть приглушённо,

чисто в драме своей  –

необходимости в ней

 

вижу себя в движении,

каким должны быть,

требования к себе,

почему именно ты:

и это не модель, которой ты следуешь,

только рука к руке,

близость,

хрупкость,

брошенный код налегке

…………..

усилие, чтобы проснуться,

когда подступает рассвет

к горлу,

в глубине тебя:

вечный сказочный лес,

но в котором тебя там нет

 

когда под тобой подкашиваются ноги

и пространство превращается в музыку,

когда тлеющий огонь ощущаешь, как красный дым

и как горячие, только что выступившие слёзы,

тогда ты услышишь,

те звуки, которые становятся словом,

где прошлое не так уж и плохо,

его невидимая линия уверенной рукой

рисует счастливые лица,

обращённые к небу

 

но это не образ для подражания:

этого не может быть,

это невозможно повторить

это – то невидимое,

что никогда не изобразят в виде татуировки

 

оно лишено самоощущения,

ощущения окружающего мира

и бдительности,

оно становится символом круга:

геометрией воды,

свободно собранной

энергией поверхности капли

без необходимости

попытки выхода из своих границ

 

затуманенные глаза,

которые, увидев ошибку,

преодолевают излом в судьбе,

это зазор, в который проходит

глоток воздуха

 

отказываюсь говорить о нежелательном,

не хочу быть цитатой,

которая покажется поучительной

 

не позволяй

не позволяй

не позволяй

ты как море, втягивающее в круг,

как лик, принимающий вид иконы,

как солнце на гладкой поверхности,

становишься:

разгорячённым штемпелем происходящего

и красиво запечатлеваешь каждый миг

 

и я знаю,

так или иначе,

это просто игра

в чёрно-белую череду дней:

витражи во сне,

хрупкая вербальная пустота

в пространстве

 

не позволяй ей

стать символом круга:

геометрией воды.

 

АНТЕ СТАМАЧ

 

АНТЕ СТАМАЧ, (остров Молат, 1939), Академик, секретарь отделения литературы Хорватской академии наук и искусств, почетный профессор теории литературы на факультете философии в Загребе, поэт, эссеист и переводчик. Был  президентом Союза писателей Хорватии. Опубликовал 12 сборников стихов, 16 книг по теории литературы и критики, редактор антологий и литературных  журналов. Перевёл на хорватский язык немецких и английских классиков.  Является  обладателем многочисленных наград в стране и за рубежом.

 

НАЧАЛО

 

Мы – неземные поэты, а сами,

Как одинокие в поле берёзы,

Стоим на холодном ветру на морозе

И в полную темень и светлыми днями.

 

Приходят в упадок цветущие страны,

Разрушены стены, разорваны связи,

Не поддаются анализу сразу

Потухшие звёзды, погасшее пламя.

 

На самом же деле, всё стало мне ясно,

И с тем, что как было, и с тем, чего нет,

И показалось, что, видно, напрасно

 

Слились воедино и море, и свет.

А прежде мечтал я о чём-то прекрасном.

Шум леса. Простор. И звон крыльев в ответ.

 

 

ВЕЛИКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ

В потрясеньях истории – слышится рокот,

в нём до нас долетает неистовый шёпот,

лес зелёный и море, поля и равнины

моя чудная родина мне подарила.

 

Сад оставлен в тени и раздумье глубоком,

хаос кружится в небе над ним одиноко,

мрак сгустился, и в воздухе бродит тоска,

словно пыль, что рассеяли в мире века.

Из неведомой части немой пустоты

Красным облаком к нам протянулись цветы.

 

И смертельной тоской и печалью страданья

Леденит оно мыслями о выживанье.

 

 

ВРЕМЯ ТАКОЕ ТВОЁ

 

Не ты ли злодей, разозливший время?

Или оно разозлило тебя?

 

Или время, словно анализ крови?

Или вселенной качель, скажи?

 

Или тростинка на знойном ветру?

Или тяжёлый твой вздох поутру?

Скрытность и страх – это время твоё.

Время, во тьму уносящее всё.

 

ДЖОЗЕФ СВЕНИЧ

 

ДЖОЗЕФ СВЕНИЧ(Осиек, 1952), прозаик, поэт, сценарист, драматург, культурный аниматор, редактор. Изучал  философию и социологию в Сараево. Как редактор подготовил около 100 номеров журнала литературное обозрение, и отредактировал несколько сотен книг. Пишет сценарии для фильмов. Он является членом  Союза писателей Хорватии и Хорватской ассоциации драматургов.

 

ЛИФТ ВЗРОСЛЕНИЯ

 

Только что в лифте видел ребёнка,

лифт увозил его в детский сад,

время мастерски чешет гребёнкой,

и позади уже первый класс.

Поднимался на цыпочках в лифте легонько,

он, чтобы нужную кнопку достать.

 

Когда же этаж с цифрой класса сровнялся,

ребёнок ровно стоял на ногах,

четвёртый уже за плечами остался –

так вспоминал я о школьных годах.

С пятого класса я  понимаю,

что у ребёнка женственный взгляд,

и появились приметы и тайны,

которые и отличают  ребят.

 

Взгляд свысока на кого-то другого,

снова в лифте, она и он,

мальчишка соседский

по лифту знакомый

молча стоит под окном.

Потом лишь она и я один,

мимолётная в лифте встреча,

и новая тайна во взгляде двоих

стала ездить с ними как «это».

 

Только что нас поднимал этот лифт

как в небоскрёбе на крыши

с сотней в нём этажей и жизней иных…

а на шпильках она стала выше.

Посмотрела в зеркало на себя

и увидела в нём меня тоже.

 

Интересно, заметила ли она

Во мне перемены схожие.

 

 

ЗАСТРЯВШАЯ В WORDE

Нет большей радости от рукописи,

напечатанной на машинке,

её можно выбросить, сжечь, уничтожить

один только раз.

Компьютер же защищает всё.

В Worde можно удалить

слова, предложения, абзацы…

 

но он всегда всё

положит в некую корзину, которая,

примет мои уничтоженные рукописи.

И сохранит их там, дай Бог…

 

Невозможно уничтожить ни своё детство,

ни даже вымышленных персонажей,

они всегда находятся в неком файле,

копии спрятаны на диске символов,

на дискете, на компакт-диске…

и невозможно сопротивляться.

 

Если ты нажмёшь клавишу Удалить,

удалится, утилизируется, переместится всё,

однажды некто спросит меня:

Нужно ли сохранить текст?

Как назвать текст?

Я пошлю ему письмо по электронной почте…

И ты не можешь больше сжечь

текст как тост,

резервные копии не дают мне покоя,

гоняются за мной, как нечто недоброе,

отклонил рукопись, показалось плохо?

Преследуют меня плохие и злые персонажи,

их судьбы сброшены в  корзину.

 

Некогда, писатель мог случайно уничтожить

рукопись в одном экземпляре,

не было копировальной бумаги,

не было ксерокса,

текст хранился, как алмаз в сейфе.

Сегодня и алмазы копируются в

Хрустальных бусах, жемчуга, низкие истории.

 

В настоящее время автор может

просто загубить рукопись,

однажды я расстроился,

потерял свою рукопись,

почти готовую,

ни в одной обции Wordа не мог найти,

компьютерный эксперт

открыл запасной Word,

некая запасная новая программа

была размером, как сама вселенная,

по-прежнему там ютились всё те же тексты,

возвратилось ко мне то, что я тогда не завершил…

 

Нет большей радости, когда

существовала рукопись одна,

и был только один оригинал.

 

КРУГ УСТАЛОСТИ

 

Постоянство есть в мире схожем,

деталями чем-то похожим,

границы их мягкие тоже

находятся параллельно,

но может быть в отдаленье

встретятся в бездорожье.

 

Время бежит по кругу

летом, зимой по вьюге,

взлетает по мысленным дугам,

остановится на мгновенье,

запнувшись о вдохновенье,

может, оставит в нём семя

и дальше бежит без натуги.

 

Покоя в движении ищет,

Весной и осенью тишью,

в дороге, в лесу его кличет,

на миг остановится в скерцо,

и поиске доброго сердца,

оставит загадку пришельца

и путь свой в неведомом  ищет.

 

Кружатся мира границы,

и трудно остановиться,

покой непознанный снится,

как загнанным лошадям

ну а лихие преграды

лишь разжигают пожары,

как в городе ветер и птицы.

 

Выпита дольняя чаша,

истоптана обувь наша,

и только мечты чисты,

а жизнь всё торопится дальше,

в ней не остановишься ты.

 

Вселенский покой прорастает,

деревню и город сближает,

себя каждый в них обретает,

в сраженье находит лицо,

где битва длится ещё,

прогресс  изменяет не всё,

и снова ветер гуляет.

 

 

 

 

 

БОЖИДАР БРЕЗИНШЧАК БАГОЛА

 

БОЖИДАР БРЕЗИНШЧАК БАГОЛА (Гам на Сутле,1947), поэт, прозаик, эссеист, переводчик с немецкого и словенского. Закончил  Богословский и факультет философии в Загребе и Белграде. Опубликовал  20 книг, перевёл более 40 книг со словенского и немецкого языков. Президентом Хорватии Франьо Туджманом награждён орденом за особые заслуги в области культуры. Является  членом  Союза писателей Хорватии.

 

ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСКОГО СНА

 

Родители ушли на работу,

благочестивая бабушка в Храм,

мне вверили о внучке заботу,

на страже быть детского сна

 

могу напролёт часами,

смотреть, как ребёнок спит,

как освещён он лучами

солнца, что в окна глядит

 

за ребёнком я наблюдаю,

надежду даёт мне судьба,

что жизнь будет дольше такая

и даже переживу себя,

как хранитель детского сна.

 

СМЯГЧИТЕЛЬ

 

средство, которое добавляют

в воду для полосканья белья,

чтоб оно стало душистым,

это утреннее пробуждение

под чириканье птиц  меня

 

мягчительное средство, чтобы дать отпор,

не быть слишком резким,

быть благожелательным и покладистым,

быть привлекательным для других,

ароматом мирры и ладана

 

есть ли во мне

вещество, которое добавляют

для придания мягкости,

есть ли во мне эта мера

смягчения, которая унимает боль

и делает её терпимой

 

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

 

свободная от обязательств

в одной из больничных палат

с улыбкой сестра милосердия

 

ей не нужны инструменты,

покормить – это лучшее её утешение,

проветрить помещение, зашторить окно

 

чтобы больные понемногу приходили в себя

тихая жизнь – немая игрушка смерти,

до времени улыбка её…

 

…снова пробуждается, а возможно и нет,

только для того, чтобы на кровати имя сменить

а она продолжает работать в утреннюю смену

 

 

НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ

 

стою у кровати любимой,

у которой была серьёзная операция,

хвалит врачей и медсестёр в отделении,

ч благодарю Бога, что всё прошло,

считаю, что остальные раковые клетки

победит химиотерапия

 

взгляд женщины на женщину,

я восхищаюсь сиянием надежды в её глазах,

я держу её за руку и не думаю о  муке,

в её словах вера, что однажды мы снова

пойдём нашим старым маршрутом

 

расстаёмся с близкими поцелуем

недостойный муж больной жены,

которая намного сильнее меня

 

 

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ УТРО

 

каждое  утро

мы богаче на одно завтра

старше снаружи зрелости изнутри

 

каждое  утро

только объявляет начало дня

хмурого или солнечного

 

каждое  утро

пробуждаемся ото сна и забвения

пронизывающего некоторой потаённой славой

 

каждое  утро

дарит нам нечто удивительное,

что с его чашечкой кофе делает нас самыми прекрасными

 

 

РИКАРДО СТАРАЙ

 

РИКАРДО СТАРАЙ (Риека, 1971), поэт, писатель-путешественник, по профессии оператора туризма. Опубликовал 10 книг стихов и несколько компакт-дисков. Презентация  его книг подобна театрализованному представлению, у него мультимедийные проекты. Организатор культурно-массовых мероприятий. Является  членом  Союза писателей Хорватии.

 

ПОВЕРНУТЬ

 

Правда в глаза,

пусть притча,

предстань

пред Богом голым

и нарядись в свободу

бесплатно всем

не обременённым

встань пораньше

энергии полным

развали систему

с прицелом на институты

заспанной администрации

освободи разочарование

 

поймай свет

выйди из мрака

твоя дорога

солнечный путь

 

спеши, потому что времени нет

не оглядывайся и не останавливайся

потому что эта новая эра

приведёт в могилу

 

нет ничего, кроме

твоего «свободного хода»

площади мира

песчаные пустыни

в руслах рек

на вершине мира

под небом перемен

преобразований и выбора

новой модели построения,

 

без власти, без денег

без манипуляций и управляющего,

только один Бог,

живущий в твоей груди.

 

Правда в лицо,

пусть все причитают,

речи губительны,

речи ненастоящие,

речи это нереальный мир,

от речей надо отказаться..

 

я не принимаю их игру

подтасовки понимания перемен,

ухищрений

с названием Духа Вселенной,

который ищет новый порядок

по космическому закону.

Звёзды твои избиратели

В этом парламенте

Светлого будущего.

 

 

 

 

 

БОРЛЬШОЙ ВЗРЫВ ЛИЧНОЙ МИССИИ

 

Я не люблю брендов,

И не склонен к моде,

Не отличаюсь актуальностью,

Я не склонен к банальности.

 

Я сын мгновения

спонтанных взрывов,

былинка на ветру,

которую поливает Бог.

 

Я не склонен к толпе

не люблю послушания,

не хочу просто ложно стоять,

я родился из лона невинности.

 

Меня создало чистое утро

мне нравится, как излучается свет;

руки обладают целительным свойством

ноги, словно столпы виадука

ум прочная конструкция

в духе современной архитектуры.

 

Изобретаю новые способы

всё, что я делаю, это моё решение,

не читаю заголовки, новости, колонки,

делаю выводы для себя сам.

 

Как будто я не представляю,

что нет рядом телевизора

как будто мне не нравятся интернет сети

как будто я забыл книги.

 

Я искра идеи,

большой взрыв в камере интуиции,

Big Bang личной миссии,

чудесное существо различий.

 

 

КАК ТВОИ ДЕЛА

 

Это помимо экономического кризиса,

всеобщий кризис духа

и никто не знает, что будет завтра.

 

Это в дополнение торговли органами,

торговать добрыми душами

в обмен торговли зла.

 

Это в дополнение к моему имени,

список всех нас, кто подписал

контракты, которые никто никогда не читал.

 

Это обман и мошенничество,

финансовые ловушки, угодные кредиторам,

задыхающимся от восторга.

 

Это природа отравления

и создание искусственного климата

от атомных реакторов сверхдержавы

от новых фруктов и суперновых организмов.

 

Это фармацевтическая реальность

создания наркотиков, которые отравляют нас

и ими же нас лечат.

 

Это мир политиков и банкиров,

их общие игры

это судьба людей-муравьёв.

 

Это война денег и притоки золота

из восточного и западного резервуара,

в то время, как в Африке умирают от голода.

 

Это год выборов,

где кандидатов много,

а голосуют за того, кто

чаще появляется в газетах.

 

Это мир правил и систем

политического порядка развитых государств,

где свобода пытается из щелей под дверью

поймать глоток свежего воздуха.

 

Это бунт индивидуальности,

которая  кричит оправданиями

и убеждена в тщетности  своего крика.

 

Это мир учреждений и администраций,

гме человеку оставляется мало места,

Мир, где недостаточно любви.

 

Это жизнь, в которой следует сказать,

при существующем положении вещей

кто-то побеждает, а кто-то истекает кровью.

 

Эта поэма для толпы

И поэтов, которые порицают мир,

Хотя ничего не потеряно

 

если мы будем заодно,

если все будем честны

в истине настоящего

 

сразу прекратятся войны

и установится настоящий рост.

 

 

 

 

Перевод  Людмилы Снитенко