Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

А. С. Кушнер

 

Звуки окружают нас с самого рождения: шумы, пение птиц, голос матери. Это не просто звуки, это звуки музыкальные. И первые песни,  которые слышит человек, это песни матери – колыбельные. Проходят времена, перелистываются страницы столетий, а колыбельные песни, которые поются ребенку матерью, несут любовь, тишину и ласку и остаются в душе человека на всю жизнь.

Когда поются колыбельные песни, никому не приходит в голову поинтересоваться, современны ли они. Написанные и три и четыре столетия назад они воспринимаются, как только что рождённые. И на каком бы языке не пела эту песню мать, дети всего мира понимают эту музыку одинаково.

Что же современно в музыке сегодня? Только ли появившиеся новые направления в искусстве? Или, может быть, старинная музыка наравне с ними имеет право на жизнь сегодня? Можно ли назвать Баха современным композитором? Или Моцарта? А может, кому-то сегодня интересен Глюк или Перселл? Как понять, что современно? Какой он, современный человек?

Если это молодой человек, одинаково ли хорошо он воспринимает рок-музыку и классическую музыку? А если это убеленным сединами человек, что для него рок-музыка и как он воспринимает классику? И вообще интересует ли современного человека музыка как источник духовной и эмоциональной жизни, интеллектуально развивающий личность?

Говорят, сколько людей, столько мнений. Какие же это мнения? Давайте, посмотрим, какая музыка звучит в филармонических залах, в театрах оперы и балета, в музыкальных театрах, на эстрадных площадках. Отрадно видеть в концертных залах людей разного возраста.

Вместе с тем интересно, что слушает молодежь в интернете и слушают ли музыку в интернете люди более зрелого возраста.

Сейчас, когда на человечество обрушился Ковид и основная жизнь в силу обстоятельств проходит у компьютера, удается ли хранить интерес к музыке, к творчеству в целом, или, охваченное Ковидом человечество не интересуется ничем, кроме информационных листков о заболевших и выздоровевших?

Думая о человечестве и анализируя ситуацию в целом, может быть, стоит начать с себя и посмотреть, как ты сам живешь в этом мире.

Что тебе интересно, что двигает твоими желаниями, и откуда ты получаешь впечатления для души? Чем ты питаешь ум и сердце? Какую музыку просит твоя душа: легкую, философскую, танцевальную?

И надо сказать, что танцевальная музыка оказывается весьма неплохой, когда ты вынужденно заперт в домашних условиях, когда ты на карантине.

Практика показывает, что появляется потребность именно в танцевальной музыке. И как было сказано в знаменитом кинофильме о Золушке: если ты не можешь решить проблему, нужно танцевать.

Кстати говоря, выбор танца остается за вами. Вы можете скакать, бешено размахивая руками или чинно двигаться под музыку старинного менуэта.

Но есть и другой прекрасный способ, если Вы не имеете возможности двигаться так, как Вам хочется. Вы можете посмотреть какой-нибудь выдающийся балет, например «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и пережить все те чувства, которые дарят Уланова и Плисецкая (Мария и Зарема). Или пережить кипение страстей в забытом, но восхитительном балете «Отелло», в котором блистает Чебукиани.

А если у Вас есть большое желание посмотреть нечто героическое, пожалуйста, включите выдающийся балет Григоровича с Васильевым и Лиепой (Спартак и Красс).

Не стоит забывать про уникальный музыкальный инструмент, который всегда с нами. Это наш голос. Современные врачи утверждают, что самое лучшее лекарство для профилактики и оздоровления легких – это пение. И предлагают нам такие упражнения, которыми пользуются вокалисты всех стран на протяжении всего обучения вокальному искусству. И тут все зависит от Вашего желания, вкусов и фантазии. Вы можете петь и народные песни, и романсы, и частушки, а если Вы любите оперу - любой набор арий (из «Травиаты» Верди, из опер Чайковского, из «Кармен» Бизе).

Вы можете к этому чудному занятию привлечь всех членов Вашей семьи. И если вы имеете какие-то музыкальные инструменты дома, оглянитесь: гитара, пианино и синтезатор ждут, когда их наконец применят по назначению.

А если не имеете инструментов, то бегом на кухню: берем ложки, в пустые бутылки из-под напитков насыпаем горох, рис, молотую крупу и создаем шумовой оркестр. А уж тут или все шумит и гремит или тихо шуршит и тихо поется.

Когда Вы устанете от своего самодельного оркестра, Вы можете послушать профессиональный симфонический оркестр: включите музыку Иоганна Штрауса – чудные вальсы, веселые польки, светлую, радостную, не стареющую музыку. А если Вы хотите продлить именно это настроение, послушайте музыку Чарли Чаплина к кинофильмам, которую написал он сам.

Но, может быть, вдруг Вам захочется глубокой, серьезной, математической музыки: включайте орган и дышите вместе с этим огромным количеством труб, которые звучат, когда что-то исполняется на органе; слушайте Баха и Букстехуде.

 

А если у Вас тонкая и нежная, ранимая душа, то хорошо послушать королеву всех инструментов – скрипку. И первым делом, конечно, Яшу Хейфеца «Скрипичный концерт Мендельсона для скрипки с оркестром» или Исаака Штерна…

Не забудем про такой чудный инструмент как саксофон. Саксофон знают все, и может быть, именно в эту минуту Вам захочется его послушать. Любителям балалайки обязательно советуем послушать Алексея Архиповского, который в три минуты развеет хандру, депрессию, скуку внутри и вокруг Вас.

Из всей палитры звуков выбирайте близкое, родное, свое. Подпитывайте себя, укрепляйте свой организм.

Музыка поддержит Вас, осветит дальнюю дорогу Вашей жизни. И сколько бы Вам не было лет, пусть самые прекрасные музыкальные звуки будут фонариками, которые осветят самые темные закоулки Вашей души.

Не забывайте чаще включать эти фонарики!

 

Красильникова Любовь

Шитикова Алла