Владимир Смоленский начал печататься довольно поздно – первые стихи опубликовал в возрасте 28 лет. В 1931 году выходит сборник стихов «Закат», затем – сборники «Наедине» (1938) и «Собрание стихотворений» (1957). Последняя книга «Стихи» вышла после смерти поэта усилиями его вдовы, Таисии Смоленской. В 1991 году, к столетию со дня рождения, издательством «Русский путь» в России издан сборник стихов и прозы Владимира Смоленского «О гибели страны единственной…».

Владимир Смоленский не был из числа «первых поэтов» Русского Зарубежья, которые - Георгий Иванов, Георгий Адамович, Владислав Ходасевич… - своими стихами вернулись на родину еще в 90-х годах ХХ столетия и обрели широкую известность у современного читателя. Аудитория В. Смоленского долго ограничивалась русскоязычной Францией - первой волной эмиграции и ее потомками. Зато в этом окружении поэт действительно был значимой фигурой, его творчество находило понимание и признание.

В стихах Владимира Смоленского невозможно увидеть выстроенной звукописи, которая была присуща ведущим поэтам золотого и серебряного веков русской литературы, оригинальности метафор, изысканности форм… Но здесь, кажется, они могли бы только помешать. Ибо слово Смоленского – весомое, близкое к прозе той тяжестью борьбы веры в горнее счастье с невыносимостью земного бытия, полного страданий и лишений. Извечная дискуссия о том, что главенствует в поэзии – форма или содержание, изящество слов и новизна выражений или же сугубо личное, индивидуальное мировосприятие поэта, однозначно разрешается в творчестве В. Смоленского в пользу второго. Отсутствие новизны метафор, форм и словообразований, «сделанного» звука не только не обедняет поэзию Смоленского, но, напротив, позволяет точнее выразить глубокий смысл, идущий от самой души, – ту мучительную дилемму, тяжеловесную, как земное человеческое слово. «В стихах В.Смоленского, скромных и неискусных, есть что-то настоящее. Между тем словесно они не блещут открытиями. Поэт «пьет от кубка» жизни «жадными глотками», пишет «до последней строчки жизни свиток», он «сладкою надеждою томимый»; не чувствуется усилия обновить эти давно стершиеся выражения – и все же стихи запоминаются. Быть может, именно потому, что в них не заметно натуги, намеренности, что они как-то по-своему непринужденны и естественны…», – так писал современный поэту литературный критик Константин Мочульский в своей рецензии на сборник его стихов. «У Смоленского есть талант, у других его нет. … Стихи его обладают особым свойством «нравиться»: иногда видишь даже их слабости, замечаешь недостатки, — но стихи все-таки кажутся хорошими, удачными благодаря пронизывающей их музыкальной прелести», - говорил о его творчестве самый влиятельный критик русской эмиграции Георгий Адамович.

Поэзия Смоленского полна жизни и судьбы. Каждое слово заключает в себе приглушенный крик о непосильности земной скорби и, одновременно с этим, иной метафизической гранью, несет нелегкую веру в оправданность страдания здесь, на земле, ради непременного его преодоления в Вечности.

Стихи полностью вобрали в себя личную трагедию поэта. В юности Владимир Смоленский стал свидетелем жестокого расстрела отца, с 18 лет узнал военную службу и все ужасы братоубийственной войны, а затем покинул Родину и разделил участь большинства белых эмигрантов – голод, унижения, сомнение в значимости собственной жизни… Ностальгия по потерянному Раю – погибшей навсегда России, гнетущее ощущение несправедливости, и, в то же время, желание вопреки всему верить в надмирный смысл человеческого бытия, в управляющий всем высший закон Любви – это и явилось ядром поэтического творчества большого русского поэта.

Ирина Ерёменко, член Союза писателей России

Журнал «Траектория творчества», №4 2010